Сервер 'Россия Православная'
Навигация
Главная
Церковный Год
Первые шаги в храме
Новости прихода
Статьи
Ссылки
Контакты
Поиск
Вопросы и ответы
Объявления
Православные программы
Исповедь
Воскресная школа
Фотоальбом
Святоотеческое наследие
Телевидение и радиовещание


Сервер 'Россия Православная'

Наш адрес: 346700 Чапаева 175, г. Аксай, Ростовская обл, Россия

Телефон: (86350) 5-55-28

ФКБ ОАО «Центр-Инвест» №1 г.Аксай
Счет №
40703810300000000016
ИНН
6102007870 БИК 046027786
КПП
610201001
К/счет
30101810600000000786
Свято-Успенский приход г.Аксай

 
Главная arrow Статьи arrow Свято-Успенский храм с золотыми куполами
Свято-Успенский храм с золотыми куполами Версия для печати Отправить на e-mail
Написал В.Гладченко   
13.09.2009
"Причт Успенской церкви станицы Аксайской просит не отказать сообщить, подлежат ли служители рели­гиозного культа станицы Аксайской, как пригород го­рода Ростова-на-Дону, обложению Госналогом мясоза­готовки. Если да, то есть подлежат, то в каком разме­ре». С таким вопросом в ноябре 1933 года обратились верующие в Секретариат по делам культа Всесоюзно­го центрального исполнительного комитета. Заявле­ние это было направлено в Москву тогда, когда в обла­стях, ранее изобильных урожаями, на Дону, Кубани и на Украине свирепствовал голод.

В период создания колхозов на Дону активизировал ра­боту Союз воинственных безбожников. Повсеместно со­здавались ячейки этого союза. Безбожники вели пропаган­ду о том, что «религия, как идеология частной собствен­ности, является классовым орудием в руках кулацких сло­ев, а церковь есть та тяжелая артиллерия, которую ку­лаки выдвигают против колхоза». В Центральном госу­дарственном архиве Октябрьской революции в Москве мне удалось найти ответ Секретариата по делам куль-

та ВЦИК, который пришел в сельский совет станицы Ак­сайской. В нем говорилось: «В соответствии с постанов­лением ВЦИК от 01.04.1933 г. №74... служители культа, хо­зяйства которых не попадают под признаки кулацких хо­зяйств к обязательной поставке мяса, привлекаются по нормам, установленным для единичных крестьянских хо­зяйств данного района; по нормам, определенным для ку­лацких хозяйств — от полутора до двойного размера...»

В фондах я видел сотни подобных писем, в которых ве­рующие просили разобраться в притеснениях, оказываемых местными властями. Но все их мольбы были напрасны, одна за другой церкви закрывались.

Также и в станице Аксайской церковный Совет Успенс­кой церкви не смог заплатить двойное налогообложение по мясу за неимением подсобной фермы и из-за обеднения при­хожан. Решением местной власти церковь была закрыта. Деятельное участие в этом принимали воинственные без­божники. Что же разрушили в середине 30-х годов?

По крупицам в различных архивах удалось воссоздать образ Успенской церкви и ее историю."

29 августа 1921 года памятники старины в станице Аксайской обследовал В.В. Ильяшев -научный сотрудник, художник-архитектор Дон­ского областного комитета по делам музеев и охране памятников искусств, старины, народно­го быта и природы. В своем отчете он написал:

«31 июля я совместно с фотографом Тамбовским прибыл в ст. Аксайскую. Пер­вое, на что я обратил внимание, была цер­ковь в стиле ампир на нагорной стороне ста­ницы, туда мы и отправились; отыскали свя­щенника, достали ключи и осмотрели ее внутри. Церковь построена в (1825 г. -авт.)... Старина ее, конечно, не большая, но выстроена она по проекту довольно худо­жественному и распространение снимков с этой церкви, особенно внутри, может вли­ять на развитие вкуса граждан. Так что сня­тие с нее фотографии на другой день нами было исполнено. Снаружи южный фасад и восточный, внутри сделано три снимка в притворе - обработка стены для иконы,

часть (боковая) иконостаса и царские воро­та. Весь иконостас хотя очень ч очень инте­ресен, но, принимая во внимание очень ог­раниченное количество (фото) пластинок и наказ беречь их, а с другой, заграможден-ность его киотами и иконами внутри, силь­но мешающими снятию фотографий, все это удержало нас от снимания его; кроме его представляют много интереса иконы того времени и даже более старые, на одной есть даже 1723 год - что для Донской области можно считать уже стариной. Имеются лам­падки, подсвечники, балясны, которые по своим художественным свойствам достой­ны попасть в снимках в музей.

Около церкви нами снята еще склеп-ча­совня той же эпохи, никаких данных о ее построении пока мной не найдено».

Не только одному В.В. Ильяшеву пригля-

нулась Аксайская церковь. Построенная на северной окраине станицы, где начинался основной почтовый тракт, ведущий в центр России, Успенская церковь радовала глаз путников, следовавших через Аксайскую пе­реправу на Кавказ.

Успенская церковь стала в Аксае второй после Троицкой церкви, построенной в кон­це XVIII века и освященной в 1792 году (до наших дней не сохранилась, расположена была на нынешней площади Героев). В 1897 году к этим двум храмам добавился третий - Одигитриевская церковь.

Успенская церковь заложена была 15 сен­тября 1822 года по благословению Преосвя-щеннейшего Епифана - епископа Воронежско­го и Черкасского при наказном атамане гене­рал-лейтенанте А.В. Иловайском. Имела коло­кольню и предел на хорах «Во имя усекнове­ния главы Иоанна Предтечи». Строилась цер­ковь тульскими купцами Евсеем Фоминым и Никитою Добрыниным по проекту войскового

архитектора Абросимова. Со стороны Аксайс­кой станицы надзор за строительством осуще­ствляли старшина П.Д. Бобриков и С.И. Мол­чанов. Строительство обошлось в 135 000 руб­лей и длилось три года.

Размеры церкви были внушительными: длина - 38 метров. Наибольшая ширина -18 метров, высота до верхнего карниза -10 метров. Окон больших - 22, малых -19. Две­рей наружных железных - 3. Дверей внут­ренних деревянных -11. Колокольня была трех- ярусной, общая высота - 22 метра.

В описании строений для страховой оценки в августе 1910 года, кроме самой церкви, числятся две кирпичные сторожки, сарай в ограде церкви, церковно-причтовый дом для квартиры священника, кухня камен­ная и сарай досчатый.

Архивы донесли до нас сведения о том,

что в 1892 году купец первой гильдии Яков Кушнарев пожертвовал Успенской церкви ка­менный дом с приусадебным участком в ниж­ней части станицы. Но судьба этого дома ос­талась неизвестной. К этому времени у цер­кви был уже двухэтажный каменный дом, куп­ленный у казака Бойченко в 1888 году. Здесь разместили второклассную церковно-приход-скую школу. Это здание на улице Чапаева сохранилось до настоящего времени. В1930-х годах здесь, в неполной средней школе, учился будущий дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев. Сейчас здесь Дом детского творчества.

Железную ограду на каменном фунда­менте для церкви изготовил в 1842 году Но­вочеркасский казак Григорий Пудавов.

Как вспоминал В.В. Ильяшев, в церков­ном дворе стояла склеп-часовня, в которой был похоронен кто-то из наиболее чтимых священников. Навершие часовни было раз­рушено в начале 1940-х годов, когда здесь

расположилась Аксайская МТС. Весной 1975 года «Райсельхозтехника», как пере-именовали МТС, строила для рабочих сто­ловую, вот тогда-то и обнаружили склепы с захороненными. Многие присутствовали при вскрытии склепа, видели и держали в руках «украшения» церковнослужителя, изготов­ленные из благородных металлов. Прибыв­шим на место сотрудникам милиции и пред­ставителю общества охраны памятников ис­тории и культуры так и не удалось устано­вить, кто присвоил ценности погребальные, а человеческие останки вывезли с мусором на свалку.

Иконостас Успенской церкви по просьбе прихожан и на их средства был выполнен в 1837 году подрядчиком из Москвы, губернс­ким секретарем Яковом Шеером. Иконостас имел длину 17, высоту - 5 метров. В 1910

году оценочная стоимость его составила 65 000 рублей.

Среди ценных предметов культа в ней находилось «Евангелие» 1815 г., замеча­тельное по своей отделке, в серебряном с позолотой окладе, усыпанное 356 яхонтами и 89 изумрудами. Имела иконы хорошей живописи. Была икона с изображением царя Юстиниана с черепом в руке и надписями библейского содержания.

В углу алтаря имелась замечательная по рисунку и исполнению гобеленовая ткань с библейскими сюжетами. Известно, что самые замечательные пожертвования в Успенскую церковь сделаны семьей Ханженковых. Сре­ди них две старинные иконы «Снятие с крес­та» и икона «Марии Египетской».

Была в церкви и икона «Усекновение гла­вы Иоанна Предтечи». История этой иконы не сохранилась, но благодаря ей церковь принадлежала к казачьему воинству, сюда собирались они перед решением важных

вопросов и отдать дань памяти погибшим товарищам своим. Официально церковь называлась - двухпрестольный храм «Во Имя Успения Пресвятой Богородицы»...

В дни церковных праздников над Свято-Успенским Храмом, как и много лет назад, звонят колокола. Десять лет назад, 28 авгу­ста 1994 года, он открыл свои врата прихо­жанам. И с того времени бессменным его строителем и созидателем, несущим тепло всем прихожанам, является настоятель хра­ма Отец Игорь. Над Аксаем вновь сверкают золотые купола Храма, видимые на много километров окрест.

В. Гладченко,

директор Аксайского

военно-исторического музея.

Фото В. Бондаря.

Статья из Газеты "ПОБЕДА" от 28 августа 2004 г.

Последнее обновление ( 13.09.2009 )
 
< Пред.   След. >
Свято-Успенский Храм г. Аксай © 2024