"Причт Успенской церкви станицы Аксайской просит не отказать сообщить, подлежат ли служители религиозного культа станицы Аксайской, как пригород города Ростова-на-Дону, обложению Госналогом мясозаготовки. Если да, то есть подлежат, то в каком размере». С таким вопросом в ноябре 1933 года обратились верующие в Секретариат по делам культа Всесоюзного центрального исполнительного комитета. Заявление это было направлено в Москву тогда, когда в областях, ранее изобильных урожаями, на Дону, Кубани и на Украине свирепствовал голод.
В период создания колхозов на Дону активизировал работу Союз воинственных безбожников. Повсеместно создавались ячейки этого союза. Безбожники вели пропаганду о том, что «религия, как идеология частной собственности, является классовым орудием в руках кулацких слоев, а церковь есть та тяжелая артиллерия, которую кулаки выдвигают против колхоза». В Центральном государственном архиве Октябрьской революции в Москве мне удалось найти ответ Секретариата по делам куль-
та ВЦИК, который пришел в сельский совет станицы Аксайской. В нем говорилось: «В соответствии с постановлением ВЦИК от 01.04.1933 г. №74... служители культа, хозяйства которых не попадают под признаки кулацких хозяйств к обязательной поставке мяса, привлекаются по нормам, установленным для единичных крестьянских хозяйств данного района; по нормам, определенным для кулацких хозяйств — от полутора до двойного размера...»
В фондах я видел сотни подобных писем, в которых верующие просили разобраться в притеснениях, оказываемых местными властями. Но все их мольбы были напрасны, одна за другой церкви закрывались.
Также и в станице Аксайской церковный Совет Успенской церкви не смог заплатить двойное налогообложение по мясу за неимением подсобной фермы и из-за обеднения прихожан. Решением местной власти церковь была закрыта. Деятельное участие в этом принимали воинственные безбожники. Что же разрушили в середине 30-х годов?
По крупицам в различных архивах удалось воссоздать образ Успенской церкви и ее историю."
29 августа 1921 года памятники старины в станице Аксайской обследовал В.В. Ильяшев -научный сотрудник, художник-архитектор Донского областного комитета по делам музеев и охране памятников искусств, старины, народного быта и природы. В своем отчете он написал:
«31 июля я совместно с фотографом Тамбовским прибыл в ст. Аксайскую. Первое, на что я обратил внимание, была церковь в стиле ампир на нагорной стороне станицы, туда мы и отправились; отыскали священника, достали ключи и осмотрели ее внутри. Церковь построена в (1825 г. -авт.)... Старина ее, конечно, не большая, но выстроена она по проекту довольно художественному и распространение снимков с этой церкви, особенно внутри, может влиять на развитие вкуса граждан. Так что снятие с нее фотографии на другой день нами было исполнено. Снаружи южный фасад и восточный, внутри сделано три снимка в притворе - обработка стены для иконы,
часть (боковая) иконостаса и царские ворота. Весь иконостас хотя очень ч очень интересен, но, принимая во внимание очень ограниченное количество (фото) пластинок и наказ беречь их, а с другой, заграможден-ность его киотами и иконами внутри, сильно мешающими снятию фотографий, все это удержало нас от снимания его; кроме его представляют много интереса иконы того времени и даже более старые, на одной есть даже 1723 год - что для Донской области можно считать уже стариной. Имеются лампадки, подсвечники, балясны, которые по своим художественным свойствам достойны попасть в снимках в музей.
Около церкви нами снята еще склеп-часовня той же эпохи, никаких данных о ее построении пока мной не найдено».
Не только одному В.В. Ильяшеву пригля-
нулась Аксайская церковь. Построенная на северной окраине станицы, где начинался основной почтовый тракт, ведущий в центр России, Успенская церковь радовала глаз путников, следовавших через Аксайскую переправу на Кавказ.
Успенская церковь стала в Аксае второй после Троицкой церкви, построенной в конце XVIII века и освященной в 1792 году (до наших дней не сохранилась, расположена была на нынешней площади Героев). В 1897 году к этим двум храмам добавился третий - Одигитриевская церковь.
Успенская церковь заложена была 15 сентября 1822 года по благословению Преосвя-щеннейшего Епифана - епископа Воронежского и Черкасского при наказном атамане генерал-лейтенанте А.В. Иловайском. Имела колокольню и предел на хорах «Во имя усекновения главы Иоанна Предтечи». Строилась церковь тульскими купцами Евсеем Фоминым и Никитою Добрыниным по проекту войскового
архитектора Абросимова. Со стороны Аксайской станицы надзор за строительством осуществляли старшина П.Д. Бобриков и С.И. Молчанов. Строительство обошлось в 135 000 рублей и длилось три года.
Размеры церкви были внушительными: длина - 38 метров. Наибольшая ширина -18 метров, высота до верхнего карниза -10 метров. Окон больших - 22, малых -19. Дверей наружных железных - 3. Дверей внутренних деревянных -11. Колокольня была трех- ярусной, общая высота - 22 метра.
В описании строений для страховой оценки в августе 1910 года, кроме самой церкви, числятся две кирпичные сторожки, сарай в ограде церкви, церковно-причтовый дом для квартиры священника, кухня каменная и сарай досчатый.
Архивы донесли до нас сведения о том,
что в 1892 году купец первой гильдии Яков Кушнарев пожертвовал Успенской церкви каменный дом с приусадебным участком в нижней части станицы. Но судьба этого дома осталась неизвестной. К этому времени у церкви был уже двухэтажный каменный дом, купленный у казака Бойченко в 1888 году. Здесь разместили второклассную церковно-приход-скую школу. Это здание на улице Чапаева сохранилось до настоящего времени. В1930-х годах здесь, в неполной средней школе, учился будущий дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев. Сейчас здесь Дом детского творчества.
Железную ограду на каменном фундаменте для церкви изготовил в 1842 году Новочеркасский казак Григорий Пудавов.
Как вспоминал В.В. Ильяшев, в церковном дворе стояла склеп-часовня, в которой был похоронен кто-то из наиболее чтимых священников. Навершие часовни было разрушено в начале 1940-х годов, когда здесь
расположилась Аксайская МТС. Весной 1975 года «Райсельхозтехника», как пере-именовали МТС, строила для рабочих столовую, вот тогда-то и обнаружили склепы с захороненными. Многие присутствовали при вскрытии склепа, видели и держали в руках «украшения» церковнослужителя, изготовленные из благородных металлов. Прибывшим на место сотрудникам милиции и представителю общества охраны памятников истории и культуры так и не удалось установить, кто присвоил ценности погребальные, а человеческие останки вывезли с мусором на свалку.
Иконостас Успенской церкви по просьбе прихожан и на их средства был выполнен в 1837 году подрядчиком из Москвы, губернским секретарем Яковом Шеером. Иконостас имел длину 17, высоту - 5 метров. В 1910
году оценочная стоимость его составила 65 000 рублей.
Среди ценных предметов культа в ней находилось «Евангелие» 1815 г., замечательное по своей отделке, в серебряном с позолотой окладе, усыпанное 356 яхонтами и 89 изумрудами. Имела иконы хорошей живописи. Была икона с изображением царя Юстиниана с черепом в руке и надписями библейского содержания.
В углу алтаря имелась замечательная по рисунку и исполнению гобеленовая ткань с библейскими сюжетами. Известно, что самые замечательные пожертвования в Успенскую церковь сделаны семьей Ханженковых. Среди них две старинные иконы «Снятие с креста» и икона «Марии Египетской».
Была в церкви и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». История этой иконы не сохранилась, но благодаря ей церковь принадлежала к казачьему воинству, сюда собирались они перед решением важных
вопросов и отдать дань памяти погибшим товарищам своим. Официально церковь называлась - двухпрестольный храм «Во Имя Успения Пресвятой Богородицы»...
В дни церковных праздников над Свято-Успенским Храмом, как и много лет назад, звонят колокола. Десять лет назад, 28 августа 1994 года, он открыл свои врата прихожанам. И с того времени бессменным его строителем и созидателем, несущим тепло всем прихожанам, является настоятель храма Отец Игорь. Над Аксаем вновь сверкают золотые купола Храма, видимые на много километров окрест.
В. Гладченко,
директор Аксайского
военно-исторического музея.
Фото В. Бондаря.
Статья из Газеты "ПОБЕДА" от 28 августа 2004 г.
|