Не всем наверное известно, что г Аксай, с конца 19 и начала 20 веков,
был кафедральным городом. С 1871 по 1910 годы в нем служило 6 Аксайских
епископов викариев Донской епархии. Свято – Троицкий храм, как самый
главный храм г. Аксая являлся кафедрой епископов Аксайских. Первый из
этих епископов, назначенный на окормление Аксайских казаков был епископ
Никанор Бровкович, в последствии Архиепископ Одесский и Херсонский. 4
июля 1871 г. он был хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской
епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской Лавре преосвященные:
Исидор, митр. Новгородский, Никандр, епископ Тульский, и Павел, епископ
Кишиневский
Никанор был последовательно ректором нескольких духовных семинарий и Казанской Духовной Академии. В 1866 г. удостоен степени доктора богословия, которой у нас удостаивались весьма немногие даже из числа ученейших наших иерархов.. Принадлежит к числу выдающихся проповедников. Полное собрание его проповедей вышло в 5 томах. Все проповеди назначены для интеллигентных слушателей, а потому носят характер апологетическо-обличительный или публицистический: в них обличаются заблуждения современного общества. Основная идея их -безусловная важность религии в форме нашей древне-отеческой православной веры. Изучая его проповеди, можно легко убедится, что некотрые из них написаны Аксайским казакам и сказаны в нашем Свято – Успенском храме. Ведь он служил казакам 5 лет в нашей Аксайской станице. Надо отметить, что в то время Свято–Одигитриевского храма еще не было, да и строить его начали только в 1887году, а закончили в 1905 г. Не надо скрывать , что епископскую кафедру назначили, чтобы усмирить казачью вольницу. Конечно же наш храм был главный в решении этих задач, поэтому и считается казачьей жемчужиной г. Аксая. В нашем храме особенно чтится епископ Никанор. Это выражается в обличительных проповедях сказанных на службах, где раскрываются заблуждения нашего общества. 2005 год был полностью посвящен Никанору. Наиболее значительный труд Никанора – Позитивная философия и сверхчувственное бытие (тт. 1–3, СПб, 1875–1888), в котором исследуются различные материалистические и позитивистские концепции (Дарвина, Милля, Спенсера, Льюиса, Э.Гартмана и мн. др.). Воззрения самого Никанора (учение о ëсверхчувственном бытии близки платонизму: обоснование реальности иерархически организованного мира идей, их более высокого ëбытийственногоû статуса по отношению к понятиям (за последними признается возможность ëограниченного отраженияû предметов). Признавая, что основа мира имеет сверхъестественную природу, а материя в своих истоках граничит с Абсолютом, Никанор в то же время был склонен допускать возможность рационального (и даже научного познания этих ëсверхчувственныхû основ бытия. Эта позиция была воспринята достаточно критически как в богословских, так и в философских кругах. В частности, Вл.Соловьев упрекал Никанора в неосновательномû смешении научного подхода с богословским и философским. В скором будущем мы постепенно начнем размещать этот труд на нашем сайте : http://aksaypravoslavniy.narod.ru/ В следующих статьях мы напишем о других Аксайских епископах. Все они были разные, и каждый по своему выдающийся. Проповеди их актуальны, и сегодня и память о них должна жить в сердцах верующих Аксайчан. Священник Игорь Дьячек |