Сервер 'Россия Православная'
Навигация
Главная
Церковный Год
Первые шаги в храме
Новости прихода
Статьи
Ссылки
Контакты
Поиск
Вопросы и ответы
Объявления
Православные программы
Исповедь
Воскресная школа
Фотоальбом
Святоотеческое наследие
Телевидение и радиовещание


Сервер 'Россия Православная'

Наш адрес: 346700 Чапаева 175, г. Аксай, Ростовская обл, Россия

Телефон: (86350) 5-55-28

ФКБ ОАО «Центр-Инвест» №1 г.Аксай
Счет №
40703810300000000016
ИНН
6102007870 БИК 046027786
КПП
610201001
К/счет
30101810600000000786
Свято-Успенский приход г.Аксай

 
Главная arrow Статьи arrow Рождественские святки и Крещение Господне
Рождественские святки и Крещение Господне Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
28.01.2008

Зимнее время в календаре праздников с древних времен и до наших дней является, пожалуй, наиболее насыщенным. Стоит ли удивляться нашим законодателям, в прошлом году перенесшим выходные дни со всего года на начало января и обеспечившим население большими каникулами? Нет, никакого особого умысла, я полагаю, в действии депутатов не было, скорее всего, они подсознательно ориентировались на древние национальные традиции, быть может, сами того не понимая. Прошла эпоха разрушения советских традиций, закончилась перестройка, и все чаще и чаще ученые, политики, писатели, режиссеры стали обращать свое внимание в сторону «России, которую мы потеряли». Старые, советские традиции изжили себя, новые еще не созданы, а потребность в социальной стабильности, в общественной идеологии существует. Надежнее всего, как известно, социальная стабильность достигается через укрепление традиций, через ритуализацию повседневной жизни и особенно праздничной ее стороны.

Изменения календаря, переносы праздников, упразднение одних и насаждение других всегда являлись для правителей способом формирования политического строя – своего рода демонстрация власти, управление временем[1] подданных. Новый политический строй – новые праздники. Но для того, чтобы новые традиции прочно прижились, они должны иметь ряд узнаваемых черт, иметь больше сходства со старыми традициями, чем различий.

Зимнее время, а именно период с конца декабря по начало января, было очень насыщено праздниками и в дореволюционной России, и в современной, и даже 70 лет советского режима не уничтожили эту традицию. Судите сами. 25 декабря[2] на Руси отмечался праздник Рождества Христова, с 25 декабря по 6 января продолжались святки, на 1 января приходилось сразу три праздника – Новый год, Васильев день и Обрезание Господне, 2 января – менее значимый Селиверстов день и, наконец, 6 января – Святое Богоявление, Крещение Господне. Как видим, на очень короткий временной промежуток приходилось значительное количество праздников, относящихся к языческой, христианской и светской традициям.

С Рождества Христова начинались Святки. Зимними святками назывались рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января 1), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на “святые вечера” (25 декабря - 1 января) и “страшные вечера” (1 января - 6 января). Их разделял Васильев день (1 января).

Название “страшные вечера”, видимо, связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т. д.

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря в канун Рождества (сочельник 2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания - богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным механошей в мешок, а потом коллективно поедались.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с Евангелием звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Святки заканчивались Крещением Господним. Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы.

Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать "иордань" (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов.

Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные. Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в "Крещенский вечерок" ходить по домам колядовать.

Аксайские казаки уже традиционно в день Крещения Господня приезжают в Старочеркасский мужской монастырь и купаются в реке Дон после Божественной литургии. Омовение холодной водой в день Крещения Господня «смывает грехи» и укрепляет здоровье, а для некоторых людей является еще и подвигом, что приятно в очах Божиих. Всех православных Аксайчан приглашаем в храмы города и района на Святое Богоявление.

Последнее обновление ( 28.01.2008 )
 
< Пред.   След. >
Свято-Успенский Храм г. Аксай © 2024