Зимнее время в календаре праздников с древних времен и до наших дней является, пожалуй, наиболее насыщенным. Стоит ли удивляться нашим законодателям, в прошлом году перенесшим выходные дни со всего года на начало января и обеспечившим население большими каникулами? Нет, никакого особого умысла, я полагаю, в действии депутатов не было, скорее всего, они подсознательно ориентировались на древние национальные традиции, быть может, сами того не понимая. Прошла эпоха разрушения советских традиций, закончилась перестройка, и все чаще и чаще ученые, политики, писатели, режиссеры стали обращать свое внимание в сторону «России, которую мы потеряли». Старые, советские традиции изжили себя, новые еще не созданы, а потребность в социальной стабильности, в общественной идеологии существует. Надежнее всего, как известно, социальная стабильность достигается через укрепление традиций, через ритуализацию повседневной жизни и особенно праздничной ее стороны.
Изменения
календаря, переносы праздников, упразднение одних и насаждение других
всегда являлись для правителей способом формирования политического
строя – своего рода демонстрация власти, управление временем[1]
подданных. Новый политический строй – новые праздники. Но для того,
чтобы новые традиции прочно прижились, они должны иметь ряд узнаваемых
черт, иметь больше сходства со старыми традициями, чем различий.
Зимнее
время, а именно период с конца декабря по начало января, было очень
насыщено праздниками и в дореволюционной России, и в современной, и
даже 70 лет советского режима не уничтожили эту традицию. Судите сами.
25 декабря[2] на Руси отмечался праздник Рождества Христова, с 25
декабря по 6 января продолжались святки, на 1 января приходилось сразу
три праздника – Новый год, Васильев день и Обрезание Господне, 2 января
– менее значимый Селиверстов день и, наконец, 6 января – Святое
Богоявление, Крещение Господне. Как видим, на очень короткий временной
промежуток приходилось значительное количество праздников, относящихся
к языческой, христианской и светской традициям.
С
Рождества Христова начинались Святки. Зимними святками назывались
рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января 1), по
своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием - одним из
важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на
“святые вечера” (25 декабря - 1 января) и “страшные вечера” (1 января -
6 января). Их разделял Васильев день (1 января).
Название
“страшные вечера”, видимо, связано с представлением об особенном
буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера
опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т. д.
Зимние
святки начинались колядованием 24 декабря в канун Рождества (сочельник
2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в
которых славились хозяева дома и содержались благопожелания -
богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или
молодежью, которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали
колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если
хозяева скупились, то колядовщики
пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные
от хозяев, собирались обычно специальным механошей в мешок, а потом
коллективно поедались.
Колядовщики кроме
колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа
(“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с
Евангелием звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ
солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе
в момент рождения Христа.
Святки заканчивались Крещением Господним. Крещение Господне или Богоявление совершается
19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью
предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В
Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в
начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии
Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое
освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется
Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего
духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и
иконы.
Крещенская
вода приобретает определенные физические свойства и не портится под
воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в
полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как
бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника
принято было делать "иордань" (от реки Иордан): на реках вырубали
большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные
скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов.
Воду,
освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и
окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные
хозяйственные принадлежности и подсобные. Совершались накануне
Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые
приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во
многих местах принято было в "Крещенский вечерок" ходить по домам
колядовать.
Аксайские казаки
уже традиционно в день Крещения Господня приезжают в Старочеркасский
мужской монастырь и купаются в реке Дон после Божественной литургии.
Омовение холодной водой в день Крещения Господня «смывает грехи» и
укрепляет здоровье, а для некоторых людей является еще и подвигом, что
приятно в очах Божиих. Всех православных Аксайчан приглашаем в храмы
города и района на Святое Богоявление.
|